Свердловский юридический институт (СЮИ), как и другие вузы, в годы войны вынужден был перестраивать свою деятельность на военный лад. Несмотря на трудности, в СЮИ работали выдающиеся учёные, в том числе эвакуированные из других регионов.
Б. Б. Черепахин в 1945 году защитил докторскую диссертацию на тему «Добросовестное приобретение права собственности от неуправомоченного отчуждения». В 1943 году институт получил право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации. Первой докторской диссертацией стала работа И. И. Крыльцова на тему «Управление и суд в Туркестане — колонии царской России». Издавались научные труды, такие как «Учёные записки Свердловского юридического института».
Александр Алексеевич Сидоров — студент 2 курса Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Научный руководитель: Анна Владиславовна Калинина — преподаватель кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Уникальная коллекция семян, сохраненная в годы Блокады в Осажденном Ленинграде
Фото ВИР имени Н. И. Вавилова
В связи с эвакуацией в Красноярский край значительного количества предприятий и организаций сеть образовательных учреждений существенно изменилась. Не хватало лампочек — зачастую занятия проводили при свечах. Согласно архивным документам в работе школ использовались самодельные чернила из воды и сажи. Повсеместный дефицит бумаги привёл к использованию на уроках вместо тетрадей газет и листовок. Ребята писали в междустрочиях газет, на тетрадных листах или на бланках предыдущих годов.
Начиная с 1942 года, для поддержания физически ослабленных ребят в школах города были организованы столовые на средства, собранные родителями учеников. Для приготовления блюд использовались овощи, выращенные на пришкольных участках, которые обрабатывали учителя со школьниками.
Данил Тимофеевич Бондаренко — студент 2 курса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Научный руководитель: Людмила Эдгаровна Мезит — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Воспитанники детских яслей за обедом в бомбоубежище. г. Ленинград, 1941 г.
Автор фотографии не установлен. РГАКФФД. Арх. № 0−256 966.
Первые эшелоны с детьми из Ленинграда прибыли в Красноярский край в 1942 году. Как отмечает в отчёте воспитатель детдома №4 Красноярска, «дети первые 2−3 месяца напоминали тени, но постепенно, благодаря усиленному питанию и заботе, они начали проявлять интерес к окружающему миру».
Несмотря на нехватку учебных материалов, воспитатели находили креативные решения: чернила делали из сока ягод, перья привязывали к палочкам, а пособия создавали из подручных средств. Как вспоминает воспитатель Л. П. Семёнова, «дети ценили каждую возможность учиться, воспринимая образование как свой вклад в победу».
Шефские организации (колхозы, предприятия) оказывали детским домам материальную поддержку: отправляли продукты, одежду, организовывали праздники. Такая помощь была взаимной — дети, в свою очередь, участвовали в сельскохозяйственных работах.
Карина Ренатовна Филиппова — студентка ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Научный руководитель: Людмила Эдгаровна Мезит — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Особого внимания заслуживает трудовая деятельность учительницы Н. И. Мальгиной (1887−1974). Её ученик, кандидат технических наук, известный краевед А. В. Муравьёв вспоминает: «Учиться мы начинали в деревянном здании. Наталья Ивановна худенькая, невысокая, спокойным голосом объясняла нам урок. Она никогда не повышала голоса и никого не наказывала. Часто оставалась с нами после уроков, пока не добивалась полного усвоения материала».
В. М. Тарасова (1914−1993) — ещё один яркий пример педагогического служения. После школы второй ступени в Белгороде работала учительницей в сельских школах (1931−1934). В 1941 году защитила кандидатскую диссертацию «Социально-политические взгляды П. И. Пестеля». После войны написала десятки трудов.
Дария Сергеевна Шабалина, Ольга Олеговна Пашунина — студентки 2 и 3 курсов историко-филологического факультета ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Научный руководитель: Алина Борисовна Филонова — старший преподаватель кафедры отечественной истории Марийского государственного университета
Современные педагогические и методические подходы к историческому образованию
Современные педагогические и методические подходы к историческому образованию — работа на стыке исторического опыта и педагогической работы, поиск новых методов приобщения школьников и студентов к изучению и осмыслению прошлого.
Все фото — плакаты, разработанные студентами, из личного архива О. А. Толокновой
Реализация проекта проходила в несколько этапов в рамках дисциплины «Искусство плаката» у студентов 3 курса специальности «Графический дизайн». Было создано свыше 90 высококачественных работ, сформировавших полноценную выставку. Наблюдался высокий уровень вовлечённости учащихся. Произошли заметное углубление понимания исторического материала и его трансформация в личный опыт, что подтвердили эссе-рефлексии.
Рекомендации коллегам:
Создавайте безопасную среду для обсуждения сложных и эмоциональных тем;
Активно используйте групповые обсуждения и критику для развития концептуального мышления;
Совмещайте индивидуальную работу с коллективными обсуждениями для обмена идеями;
Обязательно включайте этап рефлексии для закрепления личностных результатов.
Толокнова Ольга Александровна — доцент кафедры графического дизайна ФГБОУ ВО «Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского»
Кабинет практической механики — это учебно-вспомогательный кабинет при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета. Существовал с 1865—1866 академического учебного года и примерно до 1930-х годов.
Наиболее интересные сохранившиеся экспонаты — это коллекция механизмов академика П. Л. Чебышёва. Механизмы кабинета практической механики стали объектом компьютерного моделирования уже нескольких поколений студентов отделения механики СПбГУ. За это время был разработан лабораторный практикум по созданию компьютерных копий артефактов в виде движущихся двумерных картинок gif-файлов, показывающих движение механизма.
Галина Анатольевна Кутеева — доцент кафедры теоретической и прикладной механики Санкт-Петербургского государственного университета
Патриотизм в XXI веке — это не только знание государственной символики и истории, но и глубокая, осмысленная связь с наследием своего народа, понимание его роли в мировом контексте и готовность к созидательному труду на благо страны. Воспитание в человеке достойных качеств, умения ставить цели и достигать их, а также самостоятельного принятия решения общественных и личных проблем является в современное время актуальным для формирования ответственного гражданина.
Ценности не могут быть усвоены только на лекциях или из учебников. Они требуют личного проживания, осмысления и применения в практических ситуациях. Именно здесь на первый план выходит проектно-исследовательская деятельность студентов. Она становится катализатором ценностного становления в вузе. И это не просто выполнение учебного задания — это моделирование будущей профессиональной и социальной реальности.
Зайнаб Кадиевна Алиева — кандидат исторических наук, доцент кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Российского государственного социального университета
Музейный комплекс Смоленского государственного университета (СмолГУ) включает в себя музей истории вуза, который был открыт 7 ноября 2013 года. Его экспозиция посвящена более чем 100-летней деятельности вуза в сфере высшего образования.
Предметный ряд экспозиции составляют фотографии и документы (дипломы, зачётные книжки, студенческие конспекты лекций), книги, личные вещи преподавателей и студентов, подлинные документы (фронтовой блокнот профессора В. П. Русакова, «похоронка» 1943 года на нашего студента А. Кремнева и др.), предметы фронтового быта, солдатские медальоны, фрагменты вооружения, которые были переданы музею вузовским поисковым отрядом «Медведь».
Надежда Алексеевна Иванова — старший преподаватель кафедры истории России ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
В Книгу были включены обязательные страницы, на которых будет отражена собранная учеником совместно с родителями или опекунами информация с приложением к ней фотографий, писем, документов, архивных справок. Ученикам необходимо выполнить следующие задания: составление семейного древа, рисунок военной техники, которой управлял предок, отметка на карте начала и окончания пути, который прошёл предок, страница с памятниками города/региона/страны, стихотворения, подобранные ребёнком или собственного сочинения, составление рассказов и прочие задания, которые можно добавлять по мере готовности класса, а также перехода к другим ступеням книги.
Елена Андреевна Беркольц — студентка 5 курса ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
Научный руководитель: Анна Леонидовна Ховякова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
Роль биографического метода в познании истории и воспитании обучающихся подчёркивали различные поколения учёных-историков и педагогов. Цифровизация архивов, создание виртуальных музеев, использование технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности, создание цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать доступными и визуализировать для обучающихся архивные источники, объекты историко-культурного наследия. Особое внимание уделяется созданию иммерсивных образовательных пространств, позволяющих погружаться в определённые исторические эпохи, события, биографию и достижения персоналий. Технологии позволяют объединять текстовую, визуальную и аудиоинформацию, что, безусловно, положительно влияет на восприятие и усвоение исторического материала.
Оксана Алексеевна Шамигулова — директор Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Биографические очерки
Биографические очерки — истории великих российских учёных, инженеров и изобретателей, чьи открытия и идеи повлияли на прогресс науки и технологий
#rec1598108141, #rec1598108151, #rec1598108161
#rec1598133881, #rec1598137971
#rec1598141001, #rec1598146851
#rec1598160401, #rec1598157221, #rec1598160011
#rec1598258431, #rec1598260981
#rec1598266781, #rec1598269891
Портрет Д. И. Журавского.
Фото — Портал Большой российской энциклопедии
Д. И. Журавский был одним из первых российских инженеров, кто применил строгие научные методы к проектированию и расчёту мостов. Развитие надёжных транспортных связей обеспечивало устойчивость экономики и безопасность страны, особенно в условиях военных действий.
Особое внимание Журавский уделял вопросам отечественного производства строительных материалов. Он настаивал на использовании русского цемента и установлении обязательных норм его испытания, что способствовало становлению цементной промышленности. Этот подход отражает его понимание взаимосвязи инженерного и экономического суверенитета — идеи, которая в XXI веке вновь становится центральной в научных и политических дискуссиях.
Александр Сергеевич Быков — аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: Марина Васильевна Ломоносова — кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета
А. Ф. Перегонец — русская советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Крымской АССР, по другим данным — заслуженная артистка РСФСР. Участница антифашистской подпольной группы «Сокол» в годы фашистской оккупации.
В первые месяцы войны Крымгостеатр дал свыше ста выездных концертов, в которых одной из активнейших участниц была А. Ф. Перегонец. После вступления гитлеровских войск в Симферополь начались массовые репрессии против мирного населения. В сложившейся ситуации А. Ф. Перегонец нашла себя в активной борьбе с оккупантами. Подпольная группа сотрудников театра входила в состав разведывательно-диверсионной группы «Соколы». Члены группы занимались распространением антинацистских листовок с обличением нового порядка оккупационных властей, помогали партизанам тёплой одеждой и медикаментами, оберегали театр от разграбления, а позже и от уничтожения.
Оксана Васильевна Синишенко — студентка направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников», ГБОУВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»
Научный руководитель: Снежана Павловна Шендрикова — доктор исторических наук, профессор, ГБОУВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»
В сложные для страны годы многие ученые и исследователи не только самоотверженно занимались научной работой во благо Родины, но и с оружием в руках защищали её на полях сражений. В Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова в разные годы работали на преподавательских, административных и хозяйственных должностях как минимум 88 участников Великой Отечественной войны.
Золотыми буквами в историю университета вписано имя Д. Г. Катицкого. В ряды Красной Армии 17-летний юноша был призван ровно за неделю до начала Великой Отечественной войны — 15 июня 1941 года, участвовал в битве за Кавказ и освобождал Черноморское побережье. После демобилизации из армии, защитив диссертацию и став кандидатом технических наук, в 1961 году он возглавил вновь образованную кафедру химии Чебоксарского филиала Горьковского политехнического института.
Максим Сергеевич Казимиров — аспирант ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И. Н. Ульянова» Иван Михайлович Шевченко — студент 4 курса ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И. Н. Ульянова» Наталья Николаевна Агеева — доцент кафедры истории и культуры зарубежных стран ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И. Н. Ульянова»
Портрет А. Н. Крылова.
Из открытых источников
А. Н. Крылов является одной из наиболее выдающихся фигур в истории отечественного кораблестроения, основателем современной теории кораблестроения. В своих трудах он разработал теории вибрации корабля, теорию судоподъёма. Именно он впервые в мире сформулировал и обосновал принципы непотопляемости судна.
А. Н. Крылов был и прекрасным организатором науки. Он занимался кораблестроением не только с точки зрения теории, но и с точки зрения практики — разработал и представил в Государственной Думе план по обновлению флота Российской империи. Алексей Николаевич был талантливым преподавателем — занимался повышением квалификации инженерных и рабочих кадров, популяризацией науки, написал более 300 научных работ по темам кораблестроения, физики, математики, баллистики.
Глеб Олегович Кожевников — студент 2 курса ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И. Н. Ульянова»
Научный руководитель: Наталья Николаевна Агеева — доцент кафедры истории и культуры зарубежных стран ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И. Н. Ульянова»
Работа в должности директора педагогического и совмещённого учительского институтов в годы войны была непростой. Борису Фёдоровичу приходилось ежедневно решать массу повседневных, но жизненно важных для вуза задач: снабжение топливом корпусов, общежитий, преподавателей, организация дополнительного питания для ослабленных студентов, обеспечение вуза писчей бумагой и т. п. Вместе с тем сотрудники вуза и студенты всегда откликались на просьбы городских властей о помощи: дежурили в военных госпиталях, подготавливали стройплощадки для очередного оборонного завода и пр.
Антон Павлович Потылицин — студент 3 курса ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Научный руководитель: Людмила Эдгаровна Мезит — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Задача И. В. Мещерского заключалась в том, чтобы изучить подходы к формированию университетских коллекций, выделить наиболее удачные практики и определить критерии отбора моделей для Кабинета практической механики Санкт-Петербургского университета. Мещерский выделил три ключевых критерия. Во-первых, качество исполнения: «ювелирная точность» отделки и высокая механическая точность как условие педагогической эффективности. Во-вторых, пригодность для демонстраций: модели должны быть наглядными и доступными для восприятия. В-третьих, системность коллекции: собрание должно охватывать ключевые классы механизмов и давать целостное представление о предмете.
Екатерина Дмитриевна Агеева — студентка 3 курса направления «Фундаментальная механика» Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель: Галина Анатольевна Кутеева — доцент кафедры теоретической и прикладной механики Санкт-Петербургского государственного университета
Научно-исследовательские работы
Научно-исследовательские работы — исторические изыскания студентов и учёных, в том числе технических специальностей, непосредственно связанные с профилем их подготовки
#rec1598333011, #rec1598333021, #rec1598333031
#rec1598348731, #rec1598351261
#rec1598352821, #rec1598354891, #rec1598358091
#rec1598361561, #rec1598363481
Академик Юрий Оганесян.
Фото — портал Объединенного института ядерных исследований
Расширил границы периодической таблицы Д. И. Менделеева выдающийся физик современности Ю. Ц. Оганесян. Под его руководством были получены элементы с номерами от 113 до 118. Одну из своих лекций, которую он читал студентам, Юрий Цолакович так и назвал: «Новые пришельцы в Периодическую таблицу химических элементов Менделеева». Эти «новые пришельцы» доказали существование «острова стабильности» и подтвердили, что пределы существования химических элементов дальше, чем считалось ранее. Он стал первым отечественным учёным, чьим именем при жизни назван химический элемент.
Оксана Александровна Крейдер — и.о. проректора по учебной работе Государственного университета «Дубна»
Марина Петровна Король — доцент кафедры социологии и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна»
Павел Евгеньевич Кириллов — доцент кафедры социологии и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна»
Сергей Викторович Рябцев — доцент кафедры социологии и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна»
Фундамент теории коллективной педагогики был заложен в первой половине XX века, в период кардинальной трансформации общества. Выдающийся вклад в её развитие внёс Антон Семёнович Макаренко, чья педагогическая система, признанная ЮНЕСКО в числе четырёх наиболее значимых в мире, базировалась на триаде: коллектив, самоуправление, производительный труд.
Апробация модели коллективного воспитания на современном этапе осуществляется на примере проекта, центральным элементом которого являются классы казачьей направленности.
Анастасия Васильевна Бревнова — аспирант, старший преподаватель кафедры романо-германской и русской филологии ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
Научный руководитель: Тюнников Юрий Станиславович — доктор педагогических наук, профессор
Мы хотели не просто рассказать о войне, а затронуть сердца детей, чтобы каждый ребёнок смог пропустить через себя эту память, чтобы в каждом остался след от соприкосновения с историей. Был разработан цикл из пяти встреч, где каждая последующая логически вытекала из предыдущей.
Особое внимание мы уделяли созданию эмоциональных «якорей» — чтение писем вслух с элементами театрализации, музыкальное сопровождение мероприятий, визуальные материалы (фотографии военных лет) и личные истории — связь с семейной памятью детей.
«Я никогда не думал, что война — это не только про танки и сражения. Теперь я понимаю, какими людьми были те лётчики, какие решения они принимали…».
«Когда я писал письмо солдату, у меня сложилось впечатление реального диалога. Мне казалось, что я действительно общаюсь со своим прадедом, которого я никогда не видел…».
София Евгеньевна Очнева, Екатерина Витальевна Савоськина — студенты ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»
Научный руководитель: Ирина Евгеньевна Воронкова — д.и.н., декан исторического факультета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»
Чётко структурированные исторические знания помогут будущему инженеру в понимании причинно-следственных связей, за счёт чего формируется необходимое для инженера системное и логическое мышление. В то же время историческое знание формирует личностные установки и позицию будущего инженера как гражданина своей страны, ответственного не только за результат своей профессиональной деятельности, но и думающего о её будущем.
Целью преподавания профориентированной истории является популяризация и распространение исторических знаний о деятельности инженера, конструктора, выработка навыков гуманитарной адаптации к работе в коллективе, команде аэрокосмической сферы. Особенно показательны такие темы: Первая мировая война — время фактического рождения авиации; Вторая мировая война — превращение авиации в важнейший фактор стратегического доминирования; начало освоения космоса и развитие космонавтики.
Ирина Николаевна Вельможко — кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории Московского авиационного института