Изучение, глубокое понимание истории своей Родины — основа работы специалиста любого направления, принципиально важная задача при формировании базы, чтобы научно-технологические достижения опирались на культурный суверенитет. Это всегда ценностный выбор. И только сильная комплексная система отечественного образования обеспечит гармоничное развитие молодёжи, мировоззренческое и технологическое лидерство России.
Конституцией Российской Федерации закреплена ценность сохранения исторической памяти: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».
Сегодня в совместную научно-историческую работу для обеспечения технологического суверенитета России включены не только классические и педагогические, но и научно-технологические, а также отраслевые университеты и научные институты, созданы условия для изучения отечественной истории и основ Российской государственности на всех направлениях подготовки. Собрана огромная фактологическая основа, оцифрованы федеральные, региональные и отраслевые архивы, что позволяет педагогам и учёным вместе со студентами создавать как курсы истории с учётом профиля получаемого образования, так и отдельные общественно-исторические проекты.
Совместное развитие этого научного направления позволяет студентам и молодым учёным погружаться в изучение истории соответствующих наук через призму выдающихся личностей — наших соотечественников, которые внесли значительный вклад в их развитие. Рассмотрение биографий великих российских учёных, инженеров и изобретателей помогает осознать, как их открытия и идеи повлияли на прогресс науки и технологий. Кроме того, понимание научного наследия, его эволюции через призму конкретных личностей в историческом контексте не только обогащает образовательный процесс, но и вдохновляет студентов на творчество и инновации, позволяет будущим специалистам лучше осознать значимость своей профессии и стремиться к достижениям, которые приведут к новым открытиям.
СССР. Москва. 1 сентября 1945 г. Студенты на первой лекции в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова после окончания Великой Отечественной войны. Максимально возможное качество.
Эммануил Евзерихин / ТАСС
Не менее важен и проект «Педагогика времён испытаний», нацеленный на проведение исследований и создание образовательных программ по изучению, осмыслению и передаче молодёжи педагогического опыта, полученного советскими и российскими педагогами в период военных, общественно-политических и гуманитарных кризисов. В его основе — идея о том, что даже в самые сложные периоды истории, в самых критических ситуациях мир и человека спасает образование. Работа учителей во время социальных и природных потрясений прошлого и нынешнего веков, помощь и поддержка детей в таких условиях — это уникальные примеры педагогического служения.
В 2025 году Научно-технологический университет «Сириус» по поручению Президента Российской Федерации запустил магистерскую программу «Государственные стратегии сохранения исторической памяти», направленную на формирование национальной научно-педагогической школы исторической памяти.
Очень символично и важно, что начата эта работа в год празднования 80-летия Победы, когда мы с опорой на свой культурный код, на свои традиции, на наш язык, на наши научные журналы, на нашу историю формируем тех, кто сегодня и завтра развивает и будет развивать принципиально важные для нас всех научные направления. Таким образом, мы отвечаем на тот мировоззренческий кризис, который разразился по всему миру, — развитием образования, повышением уровня нашей социокультурной идентичности и возможностью взглянуть за горизонт.